?

Log in

No account? Create an account
Мнение оптимизатора - Коммьюнити для оптимизаторов [entries|archive|friends|userinfo]
Search Engine Optimization

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мнение оптимизатора [ноя. 2, 2005|12:41 pm]
Search Engine Optimization

ru_seo

[koshkin]
Навеяно обменом комментариями с автором вот этого поста

Если отбросить литературные изыски автора, суть поста, на мой взгляд, сводится к следующему -
автор хотел бы услышать от оптимизатора точные (оцифрованные) прогнозы (обещания) - и платить только за их выполнение (в той степени, в которой они исполнились).

"Сейчас посещаемость такая-то, конверсия такая-то (и прочие показатели, включая целевую аудиторию), мы готовы за столько то сделать вашу посещаемость такой-то без снижения конверсии."

Для того, чтобы такие обещания оптимизаторы могли давать, автор рекомендует -
"Включите в штат грамотного маркетолога и грамотного руководителя проекта, который умеет считать риски"

Попробую кратко сформулировать проблемы, которые возникнут у оптимизатора, который воспользуется таким "бесплатным" :) советом с "той стороны баррикад".

Сразу оговоримся - автор сам использует иную схему - партнерство с оптимизатором. Насколько я понимаю суть такой схемы - оптимизатор имеет отчисления с продаж. Честно? Вполне.
Однако я очень сомневаюсь, что этот оптимизатор дает автору такие желанные и точные прогнозы - посещаемость увеличится на 30% за следующий месяц, коэффициент конверсии вырастет на 20%. И сомневаюсь, что тот же оптимизатор согласится получить "25% гонорара", если конверсия вырастет на 10%, а посещаемость увеличится лишь на 15%.
Хотя такая схема, безусловно, была бы необычайно выгодна автору - партнеру оптимизатора. Если бы нашелся человек, согласный делать заказчику хорошо за меньшие деньги - зачем платить дороже?


А теперь об обещаниях, гарантиях, просчитывании рисков и грамотных маркетологах.
Почему оптимизатор в 75% случаев обречен получеть 25% гонорара, если прислушается к "бесплатному" совету. (Далее я говорю ЯНДЕКС - имея ввиду - ПОИСКОВИКИ.)

============================================

Случай первый.
Сайт давно и успешно продвигается. Посещаемость растет. Конверсию отследить я не могу - она является коммерческой тайной клиента. В июле падает база данных Яндекса - вываливается кластер, в котором хранятся проиндексированные страницы сайта клиента. тИЦ подрос. Число ссылок увеличилось. Изменения на сайт вносятся регулярно. ТРАФИК с ЯНДЕКСА= 0. ГОНОРАР = 0 ?
Закладывать глюки Яндекса в риски? Как это сформулировать и просчитать? Клиенты - порекомендуйте формулировку?

Случай второй.
Сайт продвигается с нуля. Через два месяца выходит в топ-10 по 60% запросов из списка. (список - около 80 запросов). Продаж - нет. На фоне нормального уровня оффлайн-продаж - особого внимания этому факту клиент не уделяет. Пробуем сделать контрольный заказ - послушать, что говорят сэйлы клиентам - вместо прачечной попадаем в министерство культуры. На сайте - НЕ ТОТ ТЕЛЕФОН. Вы можете сказать - контролировать телефоны и адреса - проблема оптимизатора? И бегать вежливо отвечать на звонки - тоже должен аутсорсер-оптимизатор? И своевременно осуществлять доставку? И поддерживать ассортимент на складе, и бороться за разумные цены - тоже оптимизатор?
Конверсия - если оптимизатор привел посетителя с поисковика по утвержденному целевому списку запросов - зависит в первую очередь от работы на стороне заказчика.
Как посчитать этот риск - плохая работа на стороне клиента - и заложить в смету? Как посчитать риск - нечестной информации со стороны клиента - о коэффициенте конверсии?

Случай третий.
Конкуренты сделали массовый вброс дорвеев в тему. Левые сайты, продвинутые линкаторами. Да, я начну писать спам-репорты. Да, рано или поздно эти дорвеи забанят или они уплыват из видимости, поимев пару недель "бонусный трафик для новых сайтов". Мой трафик. И поимев - гонорар оптимизатора, который руководствуется принципом "не навреди", не продвигает сайт рискованными методами.
Как посчитать риск от агрессивных спамерских действий конкурентов?

Случай четвертый
Яндекс замораживает базу - и трафик не растет (ну кубок у него, бывает). Или меняет алгоритмы ранжирования. Было не раз. Понижает ссылки с поддоменов. Считает наиболее важным ссылки с морды. Занижает нетематические ссылки. Банит обменные сети. Фильтрует кликс или что-то еще - ТО, ЧТО РАНЕЕ УСПЕШНО РАБОТАЛО. Да просто модератор Яндекса вышел в понедельник после бурных выходных в плохом настроении - и не так крутнул рычажки релевантности. Кстати - ротация на Яндексе идет уже больше года - сайты прыгают очень даже бодро в выдаче - на мой взгляд, Яндексу стабильные позиции сайтов не выгодны - им Директ надо продавать. И сентябрьский апдейт Рамблера тоже еще свеж в памяти. Кого-то повысили из глубин, кого-то снесли из топ-15.
Как сформулировать риски, связанные с изменениями алгоритмов ранжирования?

Случай пятый
Клиент сменил веб-мастера. НУ клиент ведь экономит на платежных схемах. Скорее всего - и на веб-мастерах тоже. Текучессть кадров. Новый веб-мастер - решил проявить инициативу. И вот на сайте - в коде вкрался не тот тэг. Или скрипт незакомментирован. (было такое - Рамблер знал на сайте 2000 страниц - вроде все нормально - только потом выяснилось, что он смог проиндексировать только HEAD - дальше споткнулся о скрипт) - с виду все нормально - а в топ-10 сайт пропал.
Другой вариант - клиент согласился на предложение третьих лиц "Дайте нам доступ FTP и мы сделаем вам хорошо и недорого". Маслом каши не испортишь? Живой пример - на сайте 50 страниц контента и 400 страниц - три разных линк-фармы.
В принципе - этот риск - от вмешательства третьих лиц - можно заложить в смету. Будет проблемой доказать, что понимжение в позициях и трафике вызвано этими неаккуратными действиями - скорее всего, с учетом специфичности схемы оплаты, большая часть времени будет тратиться не на оптимизацию и продвижение, а на разрешение взаимных претензий.
============================================


Итак, о недостатках "цифровых гарантий" я написал, как смог. На мой взгяд, они неприемлемы. Оптимизатор, который дает такие гарантии, скорее всего "не в теме", или ему очень и срочно нужны деньги - любой ценой. В данной схеме - он их не получит.
Исключение - приемлемый цифровой подход - это случаи партнерства оптимизатора в проекте - но и здесь нельзя предсказать конкретные итоги - можно лишь привязать доходы оптимизатора к продажам - в прямой пропорции и премией за превышение - но не советую ввязываться в авторские схемы со штрафами в случае недостижения каких-то заранее оговоренных конкретных цифр - вас просто кинут.

На мой взгляд - Что можно и нужно обещать:

Вы не навредите сайту. Как ни очевидно это требование, опыт показывает, что "десятки профессиональных" контор и не менее "профессиональных оптимизаторов" этим грешат. Сужу по количеству обращений "забаненных" клиентов.

Вы действительно - повысите посещаемость. Называть цифры можно - лишь ориентировочные. На основании утвержденного списка запросов, проверки частотности этих запросов, предположений о CTR ссылок в топ-10 поисковиков, предположений о конкретных позициях в рамках первой страницы Яндекса - и кликабельности ссылок на этих позициях, предположений о скорости и "фронте" продвижения по данному списку запросов, анализе текущих позиций по запросам - и данных о текущем поисковом трафике. Предположении о стабильности поисковиков, их алгоритмов - ДА, можно говорить о каких-то ориентирах в приросте трафика. Гарантировать число посетителей и конкретные позиции - нельзя. Если вы дорожите своей репутацией.

Вы покажете динамику SEO - рост позиций по запросам. Рост запросов, вышедших на первую страницу. Косвенные признаки - рост тИЦ и PR.

Вы будете отслеживать конкуренцию в теме. Покажете клиенту, какие сайты в какой части рейтинга по вашим запросам. Покажете динамику. Покажете, что ваш сайт как минимум - не хуже держится в рейтинге в конкурентной теме. Что его позиции в рейтинге растут. Вы будете предупреждать клиента - об агрессивных действиях конкурентов (наращивании дорвеев, захвату новых запросов, падениях) - чтобы клиент мог видеть чуть дальше сегодняшнего дня, мог планировать свою стратегию продвижения в области - с вашей помощью.

Вы будете следить за изменениями алгоритмов поисковиков. И информировать об этом клиента. Принимать срочные меры - если эти изменения ухудшили положение сайта. Вы будете держать руку на пульсе - и профессионально заботиться о сайте клиента.

Вы будете открыты в своих методах. Клиент имеет право знать - что вы делаете или собираетесь делать с его сайтом. не надо надувать щеки и делать загадочные пассы руками. Оптимизация - очень простое дело. Просто трудоемкое. Там нет загадок - есть просто человеческий фактор, нехватка или неоптимальное использование ресурсов - и никакого колдовства. Рассказывайте эти простые вещи клиенту. А он, сравнив методики двух "открытых" контор, сможет сделать вывод - какая (какие) ему больше подходят и-или убеждают.


============================================

ЭПИЛОГ

Все-таки мне кажется уместным сравнение оптимизатора (доктора для сайта) с обычным доктором. Который тоже лечит на основании своего опыта, знания симптомов болезни, знания методов, которые до этого больного - работали с другими больными.
Доктор - хороший доктор - сделает вам лучше. Он вылечит - или добьется улучшения в состоянии. Но он не скажет, что через неделю ваше давление будет 120-80, температура 36,7 а румяность лица - #ff00ff.
Слишком много неизвестных в работе доктора, чтобы говорить такими точными словами. Это только в "магазине на диване" гарантии есть всегда. "Съешьте эту таблетку - и у вас все рассосется в течение 20 дней"
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: 584
2005-11-02 02:17 am
>>румяность лица - #ff00ff

Оч. хорошо! :)
(Ответить) (Thread)
From: leprik
2005-11-02 02:22 am
радует, что не #0000ff :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: leprik
2005-11-02 02:19 am
Правильно, SEO не может повысить конверсию, если этого не может сделать владелец бизнеса.
Зато SEO может привести целевой траффик на сайт заказчика.

Если испонитель действительно привел на сайт доп.целевой траффик, но при этом продажи повысились не очень существенно. То можно ли говорить в данном случае, что исполнитель дейсвительно отработал свои деньги?
И как потом доказать заказчику, что проблемы на его "стороне баррикад"?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-02 02:32 am
Доказать можно - но сложно.
Проводить анализ юзабилити. Тестировать сайт - с точки зрения покупателя.
Исследовать пути посетителя по сайту, откуда пришел, на какую страницу вошел (что на ней увидел?), куда и почему ушел, почему положил в корзину - но не сделал заказ.
Это уже анализ юзабилити - отдельная работа, которую в комплексе с оптимизацией мало кто оказывает.
Именно поэтому схема оплаты за конверсией - не работает.

А вот показать, что ЦЕЛЕВОЙ трафик повысился - просто и понятно.
Статистика заходов по поисковым запросам - растет число запросов, растет число посетителей - понятные критерии.

Бывают и проблемы не с сайтом, а с персоналом. Сайт их полностью не решит. Хотя очень хочется, да.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: riotta
2005-11-02 02:26 am
ППКС :))

А еще бывает, что приходится, как это не печально, продвигать сайты, которые не способны продавать. Ибо у владельца есть свое сакральное знание, как должен выглядеть его сайт и что на нем должно находится, и ему плевать на ваши доводы. Пару раз покричали друг на друга, но каждый остался при своем. И как с такими вот клиентами закладываться на процент от продаж?
И как вообще добиться от заказчика правдивых сведений в циферках?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-02 02:36 am
Мы просто говорим клиенту сразу об этой проблеме.
Бывают сайты, которые нецелесообразно продвигать.
Или нет поискового спроса - продающих запросов в теме.
Или очень плохой сайт - тогда советуем переделать и потом уж обратиться за продвижением. На стадии переделки - очень уместна услуга аудита ТЗ (движок, структура сайта) - проще сделать это сразу, чем менять потом по живому.
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: oxoma
2005-11-02 02:27 am
Интересная дискуссия.
Для начала, корнии ее все-таки растут в состоянии этого рынка вообще.
Давайте сразу поймем и признаем, что это не честный и прозрачный бизнес, это полулегальная, "контрабандная", рискованная "драка".
Нет никаких правил, нет никаких законов и нет никаких гарантий. Поисковые системы имеют закрытые алгоритмы, меняют их как попало, где попало и когда попало.
Клиенты экономят на поддержке сайтов и не гарантируют их работоспособность.

Поэтому ситуация аналогична взаимоотношениям рекламодателя и рекламного агенства или площадки.

Заказав рекламную кампанию в крупнейшем ультра-модном агенстве, вложив в нее миллионы мы можем все испортить тем, что в магазин, который мы рекламируем забыли завести товар, или что в момент открытия районное РЭУ решило на полгода перерыть все подъезды к магазину в радиусе километра.
Мы будем обвинять агенnство?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-02 02:40 am
Возражу только на тезисы о беззаконии и полулугальности.
Не всегда так.
Если, давая рекомендации, думать и о посетителях и о продажах - сайт реально становится лучше и поднимается по праву. делают это далеко не все - многие просто накачивают линками главную страницу и этим ограничивают свою работу - да, такие оптимизаторы не особо распространяются о том, что делают - просто потому, что сказать нечего.

Алгоритмы меняются - но они вполне разумны. И, если делать "сайты для людей", как говорит Колмановская, ну и не забывать о ссылках и HTML 2.0 - можно всегда быть на хорошем счету.
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-02 02:40 am
Да. Мы советуем, как улучшить конверсию - опционально, вне рамок договора. Индивидуально - для каждого.
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
From: kontei
2005-11-02 02:36 am
Вообще-то автор того поста писал про сайт, у которого уже есть осмысленная конверсия. И о том, чтобы траффик, который приведёт оптимизатор, эту конверсию не опускал (а не чтобы оптимизатор создавал конверсию).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-02 02:44 am
Именно об этом я и говорил, когда указывал - что конверсия больше зависит от работы по "ту сторону сайта".
А трафик - поисковый, на основании запросов, утвержденных клиентом. Если клиент захотел продвигаться по слишком общему частотнику - и платит за это оптимизатору, то не вина оптимизатора - что по этому общему запросу "шины" к нему приходят не автовладельцы, а компьютерщики. Оптимизатор может при утверждении запросов указать на такую проблему клиенту - однако "кто платит, тот и заказывает музыку".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: dr_momm
2005-11-02 03:28 am
Думал написать еще один пост, но решил ответить здесь :)

О чем был тот литературный :) пост? Многие думают, что о гарантиях. Ошибочно.
Пост был о том, что бизнес SEO оторван от клиента и SEO в лучшем случае решают задачи клиента узко, а в худшем (с оплатой за работу) - свои собственные задачи заработать и сохранить бизнес.
пост просто затрагивал вопрос отсутствия понимания потребностей клиента и желания эти потребности удовлетворить.
На этом рынке сейчас ситуация, как на рынке сайтостроения 5 лет назад - каждый мнит себя SEO \m/ \m/

Вообще, понимание потребностей клиента - больное место практически всего российского бизнеса.

- у меня температура 39!
- вот вам аспирин. с вас 100$. следующий!
- доктор, а от чего у меня температура?
- да откуда ж я знаю??? следующий!!!

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-02 03:34 am
Вы обобщаете.
А я говорю, исходя из личного опыта.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: dr_momm
2005-11-02 11:35 am

Спасибо большое!

Вести с Вами дискуссию огромное удовольствие :)
Ответ по сути Вашего поста я откладывал "на сладкое" для того, чтобы здесь, в сообществе, пронеслись и утихли ураганы "Наших_бьют" и "Все_клиенты_сво..." - обычная и нормальная реакция на затрагивание цеховых интересов. Признаюсь сразу - мой предыдущий пост был чистой воды провокацией: была цель продемонстрировать наличие большого числа "консультантов" (см. п.2) в среде фирм-оптимизаторов. Вы своим постом эту цель достигли даже лучше, чем я :)

Мои сайты конечно существуют. И бизнес идет с оптимизатором по схеме партнерства. Причем по такой схеме, которую Вы даже не смогли предположить - она очень смелая: оптимизатор имеет 50% прибыли, причем видит весь бизнес насквозь, т.к. он прозрачен. Кто сможет утверждать теперь, что "зачем платить больше, если можно найти за меньшие деньги"? И предполагаете ли Вы теперь, что схема не выгодна оптимизатору, но выгодна автору? Впрочем, Вы правы в том, что таких схем единицы.

Прежде чем написать свой следующий пост в это сообщество, где будет ответ по существу, я хочу предложить Вам договориться о терминах и попросить Вас перечитать всю дискуссию (в рамках Вашего и моего постов).
Итак:
Оптимизатор - компания, ставящая своей целью обслуживание сайтов клиентов с целью увеличения прибыльности бизнеса клиентов, ведущегося через сайты.
Клиент - лицо, принимающее решение, часто владелец или управляющий бизнесом.
Оптимизация - работа над сайтом, приводящая к увеличению прибыли, извлекаемой из сайта.

А пост с ответом по существу мы с оптимизатором напишем вместе - он с самого начала следит за этой дискуссией. Лишь бы запал не пропал :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-02 09:05 pm

Re: Спасибо большое!

Кратенько.
Невыгодна схема - с гарантией точных цифр.
Более того - она нечестна, обе стороны пытаются оцифровать то, что оцифровать не возможно. Из серии "средней температуры по больнице".
Схема же с партнерством - конечно выгодна. Оплата действительно по результату, все заинтересованы в развитии и продвижении бизнеса, никто никого не подсиживает.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: koshkin
2005-11-04 12:44 am

Re: дополнение к медицинскому эпилогу...

:)
А поисковики?
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
From: avt401111
2006-12-11 09:45 am
Отлично разложил все по полочкам, коллега :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koshkin
2006-12-11 09:51 am
Спасибо, коллега :)
(Ответить) (Parent) (Thread)