Sberkut (sberkut) wrote in ru_seo,
Sberkut
sberkut
ru_seo

статейка о нас =)

Неделю назад в рассылках профессиональных «интернетчиков» и на форумах сообщества оптимизаторов начали раздаваться панические возгласы в стиле «Все! Убил "Яндекс" оптимизаторский бизнес». На вопросы о том, что же произошло на самом деле, а также «жив пациент или мертв», мы попросили ответить Елену Колмановскую, главного редактора компании «Яндекс», и представителей оптимизаторов – Сергея Петренко, Александра Гуськова и Германа Осташевского.



26 марта «Яндекс» сообщил о вводе нового алгоритма ранжирования. Первые сигналы о том, что с главной поисковой системой Рунета «что-то не так», появились 22 марта на форумах оптимизаторов. В течение следующей недели наблюдались существенные изменения в выдаче. Как полагает Елена Колмановская, главный редактор «Яндекса», это теоретически могло быть связано с тем, что какая-то часть базы была недоступна. Но занятая тогда представителями компании позиция «no comments» дала почву для самых различных предположений. В частности, речь шла об уменьшении значения ссылок в алгоритме ранжирования и росте значения учета в каталоге. Параллельно одни оптимизаторы жаловались на то, что их любимые сайты опустились в выдаче на сорок позиций вниз, другие радовались тому, что их фавориты неожиданно оказались наверху. И только в прошлую пятницу завеса таинственности спала. Но… не совсем.

По словам Елены Колмановской, нынешние изменения в алгоритме ранжирования – результат постоянно ведущейся работы над совершенствованием поискового механизма. Так, в прошлом году «Яндекс» обзавелся службой асессоров. Перед Новым годом в компании приняли решение собрать все наработки последней и применить их на практике.

Самым главным изменение стало результатом развития идеи технологии Google - Page Rank, которая при расчете релевантности выдачи учитывает ссылки, ведущие на сайт. Ноу-хау «Яндекса» заключается в переходе от формального учета ссылок к их качественной оценке. В частности, благодаря наработкам асессоров, теперь механизм «Яндекса» отделяет тематические ссылки (когда сайты одной темы ссылаются на друг на друга) от произвольных. Кроме того, обновленный алгоритм учитывает более десяти различных факторов для отделения ссылок, проставленных вручную, от автоматических, а также ссылок, содержащихся в технической и рекламной информации.

Правда, по словам вечных оппонентов «Яндекса», оптимизаторов, в частности, Александра Гуськова, технического директора компании Web2b, заявленное изменение не является новшеством и большинство ссылок с чатов и гостевых книг «Яндекс» и так уже давно не учитывает. «Насколько я понимаю, у "Яндекса" ведется база данных по таким сайтам. Так что если в заявлении речь шла именно об этом, то получается новость из разряда "все и так об этом знают, почему бы не объявить этом официально"», - комментирует пресс-релиз компании г-н Гуськов. Кроме того, по его словам, отличить автоматически проставляемую ссылку от проставляемой вручную невозможно. А потому «можно говорить только о том, что не будут учитываться все ссылки из мест, где велика вероятность того, что ссылка проставлена автоматически».


Елена Колмановская, главный редактор компании «Яндекс»
«Почти все оптимизаторы помимо того, что оптимизируют сайты, еще покупают рекламу. Если верить тому, что они пишут у себя на форуме, то спрос на рекламу увеличился. На самом деле мы им всегда говорили, что реклама – это наше обязательство. То есть, если мы ее даем, то можем обещать, как она будет показываться и каково будет ее качество. А все, что вы пытаетесь делать с нашим поиском… извините, ребята, но мы вам ничего не гарантируем. Более того, гарантируем, что вам будет трудно».




Проявляя свой скепсис относительно новизны изменения, многие оптимизаторы также считают, что на данный момент качество выдачи существенно ухудшилось, хотя, по мнению Германа Осташевского, руководителя аналитического отдела лаборатории интернет-рекламы AdLabs, делать окончательные выводы пока рано и стоит подождать, пока работа механизма будет окончательно налажена. Его точку зрения на качество выдачи отчасти разделяет Александр Гуськов: «На данный момент в первой десятке выдачи по значительной части запросов выходит много сайтов совершенно не по теме... Например, сейчас по запросу "строительство" "Яндекс" на втором месте выдает сайт Siemens mobile, имеющий к строительству отношение, прямо скажем, никакое. Хотя по некоторым популярным запросам выдача стала объективно лучше».

Собственно, теперь, по мнению Александра Гуськова, дело за оптимизаторами – именно им предстоит довести выдачу там, где она не достаточно соответствует тематике, снова до нормального состояния, «когда наверху находятся компании, готовые заниматься своим сайтом и платить за его продвижение»... «Да, кстати, и симбиоз с оптимизаторами "поисковику", вообще говоря, полезен, как бы они ("Яндекс" – прим. ред.) это не отрицали. Очевидно, что, когда оптимизаторы разберутся с очередными изменениями в алгоритме "Яндекса", этот ресурс (Siemens mobile – прим. ред.) сильно подвинется в выдаче за счет оптимизированных сайтов, имеющих к строительству самое прямое отношение», - считает г-н Гуськов.

Самих представителей «Яндекса» идея симбиоза не привлекает. Более того, по ходу работы по улучшению поискового механизма они не прочь повоевать с оптимизаторами. «Когда простые пользователи-пользователи не имеют претензий, а оптимизаторы имеют, это хороший показатель», - считает Елена Колмановская. Такое воинственное настроение представителей компании связано в первую очередь с неоднозначным отношением к оптимизаторам. «Дело в том, что "оптимизаторы" – общее понятие. Они сами себя внутри делят на "черных" и "белых", поэтому я не хочу сказать, что все они спамеры. Это очень резкое слово», - формулирует позицию «Яндекса» г-жа Колмановская.


Аналогии со спамом используют представители «Яндекса», отказываясь описывать работу алгоритма. «Тут, как и в случае с антиспамом, нельзя выдавать слишком существенные подробности, дабы этим не воспользовались... Естественно, они [оптимизаторы] будут пытаться понять, что мы сделали, и самые "черные" из них начнут пробовать составлять алгоритмы по противодействию [нашим нововведениям]. А чем сложнее труд оптимизаторов, тем дороже они стоят. Мы им всегда говорили, что накрутка левой стороны выдачи, где у нас листинг, будет дороже, чем попадание в правую сторону, где у нас реклама», - говорит Елена Колмановская. «Помимо того, что сами оптимизаторы не рады [нашим нововведениям], у них есть клиенты, которым было что-то обещано. Я полагаю, что [наши действия] подрывают доверие к бизнесу оптимизаторов, о чем мы всегда предупреждали», - добавляет она.



Сергей Петренко, специалист по оптимизации поисковых систем.
«Г-же Колмановской давно пора определиться, для чего модифицируется алгоритм поиска. Мне как-то казалось, что в основном это делается для улучшения качества поиска, а не для того, чтобы увеличить стоимость услуг оптимизаторов. С другой стороны, конечно, спасибо за такую подготовку будущих клиентов - особенно когда такой клиент скупил всю возможную рекламу на "Яндексе" и все равно еще недоволен».


Согласно расчетам Александра Гуськова, нововведения «Яндекса» прежде всего сказались на компаниях, чей бизнес завязан на Интернете, - интернет-магазинах, службах доставки пиццы и обедов в офис, - поскольку, по его оценке, эффективность от их рекламы на «Яндексе» гораздо ниже, чем от появления сайта в первой десятке выдачи. Не отрицает г-н Гуськов и влияние изменений в алгоритме ранжирования поисковой машины на бизнес оптимизаторов. Но, как он полагает, оно будет кратковременным. По его мнению, отдельные клиенты сменят оптимизаторов, если последние обещали нереальные результаты и не предупреждали об особенностях политики «Яндекса». Также, по его оценке, кто-то клиентов оптимизаторов может временно перейти на работу с контекстной рекламой «Яндекса», но, взвесив затраты и отдачу, вернутся к партнерам из числа оптимизаторов. Тем не менее, по мнению г-на Гуськова, такая ситуация сохранится в течение ближайших нескольких недель, а затем положение восстановится.



Александр Гуськов.
«Для серьезного подрыва оптимизаторского бизнеса необходимо, чтобы выдача поисковика резко скакала на протяжении длительного времени. В этом случае, действительно, любые обязательства оптимизатора перед заказчиком выполнить будет невозможно. Но если выдача поисковой машины нестабильна, кто будет пользоваться таким поисковиком?»



Утверждение о росте цен на свои услуги сами оптимизаторы считают «голословным». По словам Германа Осташевского, для AdLabs ввод тВИЦ (а именно в этом, по его мнению, заключается нововведение «Яндекса») неожиданностью не стал, а потому в схеме работы и ценовой политике его компании «фактически ничего не изменится». Согласно его предположению, удар придется по «поисковым спамерам и мелким фирмам, паразитирующим исключительно на CLX, а белым оптимизаторам будет только лучше - рынок станет более цивилизованным».

Что же касается конкуренции между технологиями контекстной рекламы и оптимизированием сайтов, то, по мнению Александра Гуськова, результаты выдачи всегда будут вызывать у пользователей больше доверия, чем контекстная реклама, «к которой и отношение как "к рекламе"». А потому «услуги оптимизаторов по продвижению сайта в основной выдаче все равно будут продаваться и этот бизнес еще очень далек от заката».

Конечно, одним поворотом «рубильника» похоронить целый сегмент бизнеса очень и очень сложно. Даже если у «рубильника» стоит монополист. Впрочем, по всей вероятности, «Яндекс» не стремиться выступить в качестве могильщика. Можно предположить, что помимо уже упомянутых мотивов компании – улучшения качества поиска и привлечения клиентов оптимизаторов в качестве рекламодателей, – существуют и другие причины активной, почти напоказ, битвы с оптимизаторским бизнесом.

Одна из них – борьба за влияние на новых, неискушенных в поисковых делах пользователей, которые приходят сейчас преимущественно из регионов (недаром параллельно с изменениями в алгоритме ранжирования было объявлено о новом сервисе для региональных пользователей). Именно для них характерны простые ключевые слова типа «строительство», «мобильный телефон», «пластиковые окна». И ответ на вопрос о том, кто будет формировать политику выдачи для основной массы пользователей «Яндекса», он сам или оптимизаторы, – может иметь не последнее значение для компании.

Вторая причина – поддержание имиджа, что совершенно необходимо «Яндексу» для успешной работы с рекламодателями. Ведь de facto в результате оптимизации в верхних позициях выдачи оказываются сайты, позиции которых проплачены. А отрицание идеи платных ссылок всегда было важной частью политики «Яндекса».

Скорее всего, «Яндекс» удовлетворится тем, что в очередной раз покажет оптимизаторам, «кто в доме хозяин», и будет постепенно готовиться к следующему раунду. «Скорость адаптации к нашим механизмам будет зависеть от того, насколько тщательно оптимизаторы будут в них разбираться, а также от спроса на их услуги. Думаю, что для того, чтобы хорошо "сыграть" против нашего алгоритма, нужны месяцы - не меньше. Хотя можно посадить НИИ и сделать это быстрее. Вопрос о затратах. Но за это время мы что-то еще сделаем…», – резюмирует Елена Колмановская.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments